г. Н.Новгород, ул. Чаадаева, 17
тел.: (831) 222-09-29

"Диафрагма" - Любительская киностудия

Главная » Наша история » Страничка нашей истории » "Диафрагма" - Любительская киностудия

 «Диафрагма» - любительская киностудия

История любительской киностудии «Диафрагма» началась   55 лет назад.  

На авиационном заводе им. Серго Орджоникидзе  для производственных целей была организована кинофотолаборатория. Руководил лабораторией Вильгельм Степанович Пашкевич.

Вокруг Пашкевича собрались интересные люди, работали они увлеченно: занимались фотографией, снимали фильмы, в основном об особенностях различных типов самолетов. Тогда завод постарался, закупил самую лучшую профессиональную фото- и кинотехнику: кинокамеру «Конвас», монтажные столы, проявочные машины, осветительную аппаратуру. Фильмы снимали на 35-милиметровой черно-белой пленке. Пленка была на триацетатной основе – горючая, от любой искры  могла загореться,  обращались с ней очень осторожно.

В то время профессионалов по созданию фильмов в лаборатории не было. Но было огромное желание; технологию производства фильмов осваивали сами – опытным путем и по книгам. Кинофотолаборатория была настоящей студией, своеобразным «Мосфильмом». Процесс работы над фильмами захватывал так, что до ночи в лаборатории проявляли пленку, а потом ее монтировали.

Кинофотолаборатория  входила в состав  ОКБ. Конструкторов, да и технологов, часто приглашали в лабораторию для уточнения технических текстов. Участвовали они и в монтаже фильмов, иногда вместе с оператором бывали на съемках,  в цехе или на аэродроме, без их консультаций было не обойтись. Постепенно молодые инженеры так увлеклись этим интересным делом, что после работы в ОКБ приходили  в кинофотолабораторию и помогали создавать фильмы. Многому они научились у операторов. Но заводскому начальству не очень нравилось такое увлечение конструкторов, завод- то был секретный,  рабочий  режим соблюдался  строго. Решился этот вопрос в пользу конструкторов.

В 1961 году на заводе был издан приказ: об образовании любительской киностудии и о ее размещении в Доме культуры им. С. Орджоникидзе. Эту историю  мне рассказал наш руководитель киностудии Вениамин Иванович Карташов, когда я пришла заниматься в студию. А приказ этот я читала, он долгие годы висел на стене у нас в студии. Тогда выделили новоиспеченным киношникам две небольшие комнаты, передали часть техники из заводской лаборатории, кое-что купили сами.

Вениамин Иванович руководил киностудией на общественных началах. Днем он работал конструктором в ОКБ, а по вечерам – в студии. Появилось у студии название – «Диафрагма». Вениамин Иванович объединил вокруг себя заводских ребят самых разных профессий: учились снимать фильмы инженеры, летчики, рабочие, студенты из авиационного техникума. Писать интересные тексты к фильмам привлекали людей из газеты «Рабочая жизнь» и учителей из школы № 66. 

В нашей киностудии  была свобода творчества – придумывали сценарии, снимали, проявляли пленку, монтировали и озвучивали отснятый материал.  Практически  все студийцы участвовали в этом процессе. Люди были интересные. Но особым уважением пользовался наш руководитель Вениамин Иванович Карташов. Он был разносторонним человеком: любил музыку, пел в хоре Дворца культуры, интересовался живописью, серьезно занимался фотографией, поэтому киносъемку он освоил быстро. Мир кино для Вениамина Ивановича был особым миром, который он старался открыть не только для себя, но и для всех, кто занимался в киностудии. Вениамин Иванович был очень ответственным человеком, в то же время чутким и заботливым.

Про своих студийцев он знал все. Помогал не только познавать мир кино, но и жизнь. Многие из этих его качеств я постаралась воспитать в себе.

 Наша киностудия существовала довольно долго – 30 лет. За это время несколько поколений студийцев научились создавать фильмы. В 60-70-е годы фильмы снимали на 35-, 8- и 16-мм пленке, кинокамерами: «Киев 16у», «Кварц», «Лантан» (это была моя любимая камера), «Конвас», «Красногорск».

В основном  фильмы снимали во время отпуска, а потом долгими зимними вечерами проявляли пленки и монтировали отснятый материал. Фильмы получались интересными. Так появились фильмы-путешествия «По Тянь-Шаню»,  1962 год, автор Б. Гуськов; «Нептуния рядом», 1964 год, автор Ю. Назаров и компания.

Фильм снимали на Черном море, в Крыму. Для подводных съемок сами сделали бокс для кинокамеры, фильм был снят на цветной 16-мм пленке. В 1965 году к 20-летию Великой Победы был снят фильм «Никто не забыт – ничто не забыто». Тогда на улице Чаадаева начали возводить  мемориал в честь воинов, погибших в Великой отечественной войне. Снимали строительство мемориала, его торжественное открытие, конечно же, участниками фильма были герои, вернувшиеся с войны живыми. Этот фильм долго показывали во Дворце культуры перед сеансами художественных фильмов.

Да и другие фильмы нашей любительской студии часто показывали на большом экране и на творческих встречах в заводском общежитии.

Показывали фильмы на кинопроекторе «Украина». Это был довольно громоздкий аппарат, и для выездных  показов Вениамин Иванович сконструировал из кинокамеры АКС-3 мини-кинопроектор для 16-мм пленки (он до сих пор у меня хранится).

После 1965 года любительские киностудии стали возникать во многих Домах культуры города и области (до этого времени в городе было только две киностудии – наша и во Дворце культуры автозавода).

В середине  60-х годов профсоюзы поддержали людей, увлекающихся созданием любительских  фильмов, стали выделяться деньги на пленку и аппаратуру. Именно в то время началось кинолюбительское движение. В студию можно было прийти с какой-нибудь интересной идеей, попросить камеру, пленку и самому сделать фильм. Обычно это были фильмы о путешествиях. Камера и пленка выдавались бесплатно. А потом эти люди надолго оставались в студии.

Поддерживали это движение и профессиональные кинематографисты в Москве. Даже проводились фестивали любительских фильмов, в жюри сидели маститые режиссеры, операторы и сценаристы. После фестивалей некоторые способные и талантливые кинолюбители поступали во ВГИК и Московский  институт культуры и превращали свое увлечение в профессию. Например, из нашей любительской киностудии Московский институт культуры закончили Гера Трофимов и я – Татьяна Булатова.

Вспоминаю, как я оказалась в киностудии.  В 70-х годах уже прошлого века, как и почти все наши студийцы, я работала на авиационном заводе, там я узнала о том, что во Дворце культуры есть киностудия и туда принимают всех, кому интересно снимать фильмы. Но изображением я «заболела» еще в детстве. В нашей семье был фотоаппарат  «Любитель», моя мама и старший брат занимались фотографией, а мне доверяли с помощью пинцета промывать проявленные фотографии. Потом я увлеклась кино. Во Дворец культуры в любительскую киностудию я пришла осенью 1974 года. Меня встретил серьезный и в то же время приветливый и обаятельный человек, это был Вениамин Иванович Карташов. С первой же встречи он мне очень понравился. Потом я познакомилась с ребятами и включилась в творческую жизнь студии. В то время снималось несколько фильмов, я начала постигать съемочный процесс с собственного фильма. Это был фильм о моем доме, моей семье.

А потом Вениамин Иванович подключил меня, впрочем, как и других ребят, к работе над главным фильмом всех времен нашей киностудии – он назывался «Своими руками». Этот фильм Вениамин Иванович много лет снимал о своем друге, Сергее Васильевиче Корнилове. Сергей Васильевич работал на заводе конструктором, а по вечерам в подполе под своей квартирой строил самолет, самый настоящий, и очень хотел на нем подняться в небо. И построил, и самолет взлетел. Фильм снимался не один десяток лет. Многие, кто приходил заниматься в студию, подключались к этой работе, набирались опыта в сложных съемках. Это было удивительное время. Сегодня давно уже нет киностудии, Сергея Васильевича и Вениамина Ивановича Карташова, а фильм есть, и я храню его, как самую дорогую реликвию. Думаю в ближайшее время передать его в заводской музей.

Со временем поколения студийцев менялись. Приходили другие люди, все они увлекались съемками фильмов. Но создание фильмов – процесс сложный, не у всех хватало терпения (освоить это дело было не просто),  да и житейские заботы отвлекали. Ведь свои фильмы мы делали по вечерам, после работы, и в субботу, и в воскресенье.

 И все-таки, я хочу вспомнить людей, которые занимались у нас в студии. В основном это были заводские ребята: Вильгельм Пашкевич, Борис Гуськов, Николай Тулаев, Владимир Сачков, Анатолий Мелихов, Гера Трофимов, Александр Бакулин, Александр Петров, Владимир Надеждин, Эрнест Латыпов, Михаил Печерер, я и наш руководитель – Вениамин Иванович Карташов.

В конце 70-х годов кинолюбительское  движение было очень интересным. В городе проводили фестивали любительских  фильмов на разные темы: об истории нашего  города (в то время, города Горького), об удивительных  людях, интересных  событиях. В 1977 году проводился смотр-конкурс любительских фильмов, в рамках первого  Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества. Фильм нашей киностудии «Им доверено жить» стал лауреатом этого конкурса. И я ездила с этим фильмом в Москву на республиканский конкурс. В Доме кино, на заключительном смотре - конкурсе наш фильм получил медаль. Эту медаль я храню до сих пор.

Потом мы показывали наши фильмы на Горьковском телевидении, участвуя в передачах.

В 80-х годах в нашу киностудию  пришли молодые ребята, это было уже другое поколение: Юра Пазюк, Коля Синцов, Володя Леонов, Боря Красильников, Володя Новиков, Володя Березин. Они так же, как и мы, занимались кинотворчеством.  Снимали сюжеты о выставках, которые устраивали художники изостудии нашего Дворца культуры, о спектаклях, концертах, эти материалы показывали на телевидении в «Горьковских новостях».

А в 1981 году замахнулись на игровой фильм, он назывался «Мы с шерифом». Сами были и артистами, и операторами, и костюмы шили сами, все было как в художественном фильме, только короче по хронометражу. Студия для нас была местом  общения. Мы обсуждали сценарии, отснятый материал, художественные фильмы, которые  смотрели в нашем же Дворце культуры.

Некоторые студийцы превратили свое увлечение в профессию. Юра Пазюк работает оператором на телевидении в Выксе, Володя Леонов тоже долгое время работал оператором на Горьковском телевидении, и я уже более 35 лет работаю режиссером на нашем Нижегородском телевидении.

                                                                                                         Т.К. Булатова, режиссер-продюсер, ННТВ